Выбор формата экрана ЖК-телевизора

В технических параметрах, рекламных листовках и обзорах техники, связанной с показом телефильмов и тв-программ, часто показывается информация о формате изображения в виде чисел. За этими числами стоит вполне определенный параметр — aspect ratio. Что они означают и как они влияют на комфортность просмотра ЖК-телевизора?

Основной задачей разработчиков современной аудио- и видеотехники является стремление к достижению максимально возможного качества изображения и звука, приближенного к естественному. Особенно сильно этот вопрос стоит для производителей комплектующих «домашних кинотеатров». Именно здесь над созданием кинопространства трудятся всевозможные звуковые процессоры, декодеры, акустические компоненты и, конечно же, устройства отображения, заслуживающие не меньшего внимания. Как и в звуке, в изображении грань восприятия зависит от множества составляющих. Одной из них является соотношение ширины и высоты прямоугольной «картинки», которое называется форматом.

Задолго до появления кино и телевидения Леонардо да Винчи открыл так называемое «золотое сечение». Он доказал, что наиболее гармоничным для человека выглядит прямоугольник с соотношением сторон 13:8 (то есть на 13 единиц ширины должно приходиться 8 единиц высоты). Это фундаментальное открытие, оказавшее большое влияние на развитие живописи, с появлением фотографии (а позднее и кино) дошло до нашего времени. Правда, в кинематографе эта пропорция была скорректирована, и сегодня среднее значение пропорций киноэкрана — 2,35:1. Здесь учтено еще одно правило: чем шире изображение, тем реалистичнее кажется увиденное.

С появлением телевидения подход к формату изображения претерпел значительные изменения. Производство для телевизоров электронно-лучевых трубок с широким горизонтальным сечением долгое время было технологически сложно и слишком дорого, к тому же сама концепция массового вещания опиралась на совершенно иные принципы, отодвигая задачи изобразительности и реалистичности на второй план. Телевидение само по себе будоражило воображение масс, и реалистичность телепрограмм представлялась фактором второстепенным, хотя и само собой разумеющимся. Потому появление и дальнейшее распространение формата изображения 4:3 можно считать закономерным.

Став развлечением номер один, «ящик» много лет олицетворял будущее, где из всех средств досуга сохранится «одно сплошное телевидение». Не стоит забывать, что телевизор был первым «устройством персонального досуга», сочетавшим в себе четкую проекцию реального времени и постановочные элементы развлечений. Новые технологии того времени привнесли основательные изменения в повседневную жизнь. Чтобы насладиться шоу, уже не нужно было покидать свой мягкий диван: достаточно щелкнуть кнопкой. Многообещающая ТВ-индустрия, подпитываемая огромными инвестициями, чуть не погребла под собой кино, только начавшее тогда выходить на новый качественный уровень. Из года в год широкоэкранный прокат терял своего зрителя и был вынужден адаптироваться к новым вкусам и привычкам аудитории.

В 80-х годах XX века развитие VHS и появление первых видеомагнитофонов, способных «засунуть большой мир кино в эту маленькую коробочку», не лучшим образом сказались на посещаемости кинотеатров, однако вплотную приблизили к кино сложившийся стереотип «персонального просмотра». Телевидение приучило потребителя в полной мере получать то, что он хочет, там, где ему это удобно.

Таким образом, история телевизионного формата подошла к своей развязке, оставив в каждом доме, в каждой квартире по телевизору (а то и по несколько) с соотношением сторон экрана 4:3. Почва к появлению домашних кинотеатров была подготовлена, искусство спасено, прежним остался только вопрос о целостности изображения.

Тем временем кинематограф переживал свое новое рождение. Одновременно производители техники искали новый носитель, способный, при невысокой стоимости, хранить информацию, адекватную параметрам изображения и звука в высококлассных кинозалах. На смену VHS пришел формат DVD, открывший дорогу развитию индустрии домашних кинотеатров. Цифровые технологии позволили не только хранить и передавать аудиоинформацию, способную в полной мере реализовать настоящую киноатмосферу на дому, но и повысить качество изображения. Стал возможным домашний просмотр кинокартин в их истинном, широком формате. Благо, теперь есть на чем это делать: потребителю предлагаются широкоформатные телевизоры, проекторы для домашних кинотеатров и даже плазменные панели на любой вкус и кошелек. Они и различаются между собой по соотношению сторон, а следовательно, и по целостности воспроизведения «широких» форматов.

Их всего два основных: 2,35:1 (21:9) — широкий киноформат, в котором снято большинство художественных фильмов, и 16:9 (1,78:1). Именно с формата 16:9 началась эра полноценных домашних театров, это самый распространенный на сегодняшний день широкий формат, обещающий в ближайшем будущем вытеснить привычный телевизионный 4:3. Реже встречается промежуточный вариант с соотношением сторон 1,85:1.